В СССР грузовые автомобили производились в основном на заводах ГАЗ, КАМАЗ, Урал, ЗиЛ, МАЗ, КрАЗ и БЕЛАЗ. На этих заводах выпускались различные модели от легких грузовиков до тяжелых автомобилей для перевозки грузов весом до нескольких тонн.
Некоторые из наиболее известных грузовых автомобилей СССР:
ГАЗ-51: легкий грузовик, выпускался с 1946 года.
ГАЗ-51 — это среднетоннажный грузовик, производившийся на автозаводе ГАЗ с 1946 по 1975 годы. ГАЗ-51 был разработан на основе его предшественника ГАЗ-АА и стал первым послевоенным грузовиком, выпущенным на Советском Союзе массово. Автомобиль комплектовался 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями мощностью 70 л.с. и был оснащен 4-ступенчатой коробкой передач и редуктором. ГАЗ-51 имел грузоподъемность до 2,5 тонн и мог развивать скорость до 75 км/ч. Более 3 миллионов экземпляров ГАЗ-51 было произведено за период его существования, что делает его одним из самых массовых грузовиков в мире. Хорошая надежность, налаженность производства и экономичность использования сделали ГАЗ-51 популярным в СССР и других странах. В настоящее время ГАЗ-51 стал раритетом и пользуется повышенным интересом у коллекционеров.
КАМАЗ-5410: тяжелый грузовик, выпускался с 1981 года.
КАМАЗ-5410 — это советский среднетоннажный грузовик, производившийся на КАМАЗе с 1981 по 1994 годы. Это была очень популярная модель, предназначенная для перевозки разных грузов на дальние расстояния. Грузовик комплектовался 8-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 210 л.с., который обеспечивал ему скорость до 90 км/ч. КАМАЗ-5410 был спроектирован с учетом использования в сложных условиях, таких как дороги с низкой проходимостью, лесные тропы и сельскохозяйственные поля. На базе этой модели также были созданы различные модификации, предназначенные для перевозки разных грузов, например крановые машины, автоцистерны и даже пассажирские автобусы.
В настоящее время КАМАЗ-5410 уже не выпускается, но он по-прежнему остается значимой моделью для российской истории транспорта, а также для отечественной автопромышленности.
Урал-4320: военный тяжелый грузовик, выпускался с 1977 года.
Урал-4320 — это советский и российский среднетоннажный внедорожный грузовик, выпускавшийся на Уралвагонзаводе в период с 1977 по 2019 годы. Он считается одним из самых универсальных и надежных грузовиков в мире. Урал-4320 изначально проектировался для использования в суровых условиях на различном типе дорог и бездорожья. Грузовик комплектуется 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 240 л.с., что позволяет развивать максимальную скорость до 90 км/ч. Грузоподъемность автомобиля может достигать до 6 тонн.
Урал-4320 имеет прочную и надежную конструкцию, которая позволяет ему преодолевать различные препятствия на дороге, в том числе переправляться по бродам и лесным тропам. Это делает его востребованным автомобилем в многих областях, например, в пожарной, газо- и нефтедобыче, лесном хозяйстве и т.д. В некоторых регионах Урал-4320 используется для перевозки грузов на большие расстояния, преодолевая дальность более 1000 км. В настоящее время Урал-4320 продолжает быть востребованным автомобилем. Было разработано несколько модификаций грузовика, с завода съехало более 1,5 млн экземпляров.
ЗиЛ-130: среднетонажный грузовик, выпускался с 1962 года.
ЗиЛ-130 был советским грузовым автомобилем, производимым с 1962 по 1994 годы. Он был одним из наиболее распространенных грузовиков в СССР и был использован для перевозки различных грузов, включая строительные материалы, мебель и продукты питания. ЗиЛ-130 оснащался 6-цилиндровым двигателем объемом 5,56 литра и мощностью 125 лошадиных сил, который передавал мощность на задние колеса через 4-ступенчатую механическую коробку передач. В 1970-е годы появилась модификация ЗиЛ-130В1 с более мощным двигателем мощностью 150 лошадиных сил и грузоподъемностью до 6 тонн. В последние годы производства ЗиЛ-130 был заменен более современными грузовыми автомобилями ЗиЛ-4331 и ЗиЛ-4333.
МАЗ-543: тяжелый автомобиль с колесной формулой 6х6, выпускался с 1965 года.
МАЗ-543 — советский военный грузовик, разработанный в 1962 году. Он был использован для перевозки грузов, боеприпасов и снарядов на военных базах и площадках. МАЗ-543 оснащался 8-цилиндровым двигателем Д-12А мощностью 375 лошадиных сил. Грузоподъемность автомобиля составляла до 16 тонн, а максимальная скорость — около 60 км/ч. МАЗ-543 был во вооружении Советской армии и использовался также и в странах-союзниках. Его также экспортировали во многие страны в Азии, Африке и Ближнем Востоке. В настоящее время производство МАЗ-543 приостановлено, но его многие машины до сих пор служат в армиях различных стран.
КрАЗ-260: тяжелый автомобиль с колесной формулой 6х6, выпускался с 1966 года.
КрАЗ-260 — это советский грузовой автомобиль, производившийся с 1966 по 1994 год. Он был разработан для использования в военных целях в качестве тяжелой грузовой машины для перевозки снарядов и другого оборудования. КрАЗ-260 оснащался дизельным двигателем, объемом 14,86 литра и мощностью 240 лошадиных сил. Грузоподъемность автомобиля составляла до 12 тонн, а максимальная скорость — 75 км/ч. В дальнейшем появились модификации КрАЗ-260Е, 260Л и 260С, которые имели улучшенное кабинное пространство и более мощные двигатели. КрАЗ-260 считается одним из самых надежных и прочных грузовиков в то время, и многие еще до сих пор используются в гражданском секторе и в армиях некоторых стран.
Эти грузовики были широко распространены в СССР и использовались в различных отраслях, от строительства до перевозки грузов на дальние расстояния. Некоторые из них до сих пор используются в странах бывшего СССР.